Выборы
11 августа 2020 г.
Выборы в Госдуму — тихо и грязно
16 СЕНТЯБРЯ 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

ТАСС

Сегодня, 16.09.2019, завершается период агитации в думской кампании, который длился 28 дней. Завтра — день тишины. Послезавтра выборы. Про содержательную сторону выборов напишу отдельно, а сейчас про форму и внешние характеристики того, что за эти 28 дней 14 партий, принимающих участие в выборах, пытались сообщить 111,6 миллиона избирателей (109,7 живут внутри России, 1,9 — за ее границами).

О том, что нынешняя думская кампания — самая тихая и незаметная в новой истории России, не отмечал за эти дни только ленивый. Причины на поверхности: власть очень не хочет, чтобы на эти выборы кто-то пришел. В смысле, кто-то, кроме тех, кого власть пригонит строем. Понять обитателей Кремля можно: жить стало заметно хуже, а ощущение восторга от покражи Крыма уже не такое острое. Сказать людям по большому счету нечего. Отсюда и дата, и время дебатов, и в целом небольшое, в сравнении с предыдущими кампаниями, количество сюжетов на эту тему в государственных СМИ.

Партии, естественно, заинтересованы в мобилизации своего электората, поэтому вкладываются в продвижение. По сравнению с выборами 2011 года общий объем партийных денег, потраченных на телевизионную рекламу, несколько уменьшился: в 2016-м — 200,9 млн рублей, в 2011-м было потрачено 206,2 миллиона. Здесь и далее данные TNS MEDIA и Агентства ARENA(HAVAS). Лидируют в этой кампании по затратам на телевизионную рекламу  «Единая Россия» — 35,5 млн руб., ЛДПР — 33,4 млн и Партия роста – 22,6 миллиона. В 2011-м тройка лидеров выглядела так: ЛДПР — 77,1 млн руб., «Единая Россия» — 59,1 млн, «Справедливая Россия» — 46,5 миллиона.

Эти цифры, естественно, не являются реальным отражением присутствия партий в телевизоре, поскольку в ток-шоу, итоговых, информационно-аналитических и новостных программах представители четырех отрядов партии власти фигурируют постоянно, причем делают это совершенно бесплатно и задолго до начала агитационной кампании. Представители «Единой России» вообще практически не вылезают из телевизора круглый год.

Я бы не стал называть эту кампанию самой грязной в новейшей истории российского парламентаризма. Выборы 1999 года по уровню грязи вполне конкурентоспособны. Достаточно вспомнить тотальную войну Доренко против сустава Примакова в эфире Первого канала (тогда ОРТ) и локальные войны против «Яблока» (сюжеты «Гомосексуалисты за Явлинского» и т.д. в эфире государственного телеканала). Кстати, эти грязные войны оказались эффективны: и «Отечество — вся Россия» и «Яблоко» тогда получили намного меньше голосов, чем им предсказывали на старте кампании.

В кампании 2016 года грязи было, наверное, рекордное количество, но она была какой-то мелкой и не талантливой. Одним словом, нынешней грязи явно не хватало креатива. Наверное, больше всего так называемой федеральной грязи было вылито на ПАРНАС: как минимум пять чернушных фильмов и программ на федеральных телеканалах. По округам больше других обливали грязью «Яблоко» и КПРФ. В Тушинском одномандатном округе Москвы, где от «Яблока» идет Дмитрий Гудков, распространялась фальшивая газета «Совершенно секретно», на первой полосе которой размещен материал «Ху ю а, мистер Гудкофф?», где избирателям сообщили, что Тушинский округ стал тренировочным лагерем майдана, а также опубликован совершенно дикий антисемитский материал о руководителе избирательного штаба Гудкова Максиме Каце. Естественно, никакого отношения к реальной газете «Совершенно секретно» это изделие не имеет.

В целом таких «подметных газет» в эту кампанию было довольно много, но те из них, которые удалось посмотреть, были настолько бездарно и топорно сделаны, что вполне могут вызвать обратный эффект, повышая узнаваемость кандидата, ставшего объектом очернения, и вызвать желание в знак протеста проголосовать за жертву такой грубой провокации.

Крайне грязную кампанию ведет в Медведковском округе столицы лидер партии «Зеленые» Митволь против «яблочника» Бабушкина, не меньшие потоки грязи выливаются на Валерия Рашкина (КПРФ) который идет по Люблинскому округу и первым номером от КПРФ по Москве. Есть сведения о запредельно грязных кампаниях, которые ведутся против Рыжкова (от «Яблока») в Барнаульском округе и против Бароновой в Центральном округе столицы.

Есть гипотеза, что в условиях общей апатии и отстраненности населения от выборов партии должны вложить в агитационное послание только одну мысль, причем очень простую, поскольку, якобы, больше голова избирателя вмещать отказывается. Если эта гипотеза верна, то самый правильный подход к агитации продемонстрировала «Единая Россия» и ПАРНАС.

 «Единая Россия» не говорит своему избирателю ничего, кроме того, что она — партия Путина. Это доказывается тем, что Путин работает у них диктором, который озвучивает агитационные ролики. У ПАРНАСа самой выигрышной является простая мысль, что это партия «против Путина». Эту идею лучше всех проводит Вячеслав Мальцев, который обещает «посадить царя на кол» и дудит клаксоном на Игоря Коротченко, когда тот мешает ему говорить. Выступления Михаила Касьянова, кстати, неожиданно яркие и убедительные, тем не менее, не столь последовательно и прямолинейно проводят эту линию. Если гипотеза «одна мысль в одной голове» верна, то ПАРНАСу следовало бы проводить кампанию более однозначно, даже в ущерб содержательности. Однако ядро тех, для кого неважно как, главное, чтобы против Путина, эта агитация может побудить голосовать за ПАРНАС.

Самый лучший рекламный ролик, по общему мнению экспертов, был у «Яблока». Это видео про ручку «Новый яблочный девайс». Не случайно в первые же часы ролик набрал более миллиона просмотров. Самоирония плюс одна простая ясная идея, плюс призыв к действию: хочешь изменить будущее — ручку в руки и ставь «галку» против «Яблока». В результате получилась эталонная реклама в условиях данной кампании. Ролик «Без слов», где Явлинский один сидит на стуле и молча показывает листки с краткими яблочными тезисами, набрал в первые часы полмиллиона просмотров и вправе претендовать на второе место в конкурсе вирусной рекламы на этих выборах.

Вирусная реклама «Справедливой России» может служить примером освоения денег. Мультфильмы про «Дебаттлы» в стиле рэп, в которых мультяшный Миронов побеждает мультяшных Зюганова и Ж., сделаны настолько натужно, неостроумно и в целом топорно, что их просто физически тяжело досмотреть до конца.

Агитационная кампания КПРФ громоздка, монументальна и тяжеловесна, собственно, как и должен выглядеть обломок советской цивилизации. Газеты «Правда» с обилием красной краски, по нескольку штук в почтовый ящик, плюс попытки использовать Интернет и кубы, при полном непонимании, что это такое и как этим пользоваться. В итоге цель достигнута — обломкам советской цивилизации среди населения напомнили, что в бюллетене есть их партия. Придут все, как в советские времена. Партия Ж. в рекламе не нуждается, хотя ее много. Просто Ж., подобно МММ, и есть реклама в чистом, дистиллированном виде. Реклама без объекта рекламирования.

В целом четыре думские партии заинтересованы в том, чтобы никакой агитационной кампании не было, и они могли бы сохранить свои места в ГД. И этот интерес сквозит во всех их выступлениях. Попытки оппозиционных партий что-то сказать населению, которое в целом не настроено слушать и при этом еще и преодолевать сопротивление власти, создающей помехи для разговора с гражданами, в итоге приводят к тому, что сам разговор получается как сквозь вату — довольно экстремальное занятие. Результаты этих попыток увидим 19.09.2016.

 

Фото: Россия. Брянская область. 16 сентября 2016. В поселке Красный камень. Виктор Драчев/ТАСС













  • Аркадий Дубнов: В кремлёвских кабинетах сегодня с напряжением вглядываются в картину происходящего в Беларуси, видя в этом отражение своей собственной судьбы.

  • "Московский комсомолец": В Минске ОМОН разгоняет протестующих слезоточивым газом и свето-шумовыми гранатами. Люди построили баррикады на проспекте Машерова. Там идут стычки...

  • Елена Романова: Маме позвонила по обычному телефону. Сидят, ничего не понимают. А между тем идёт информация, что в 800 метрах от них ночью местная милиция ушла из оцепления райисполкома...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Это уже очень похоже на революцию
11 АВГУСТА 2020 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Новость последних часов — кандидат от оппозиции (правильнее, конечно, говорить — от народа) на пост президента Беларуси Светлана Тихановская покинула республику. В Литву она уехала, видимо, ночью. Информацию о том, что именно туда, подтвердил литовский МИД. События, судя по всему, развивались следующим образом. Во второй половине понедельника стало известно, что г-жа Тихановская удерживается в здании республиканского ЦИКа, куда она поехала опротестовывать результаты голосования. Потом КГБ Беларуси сообщил, что предотвратил покушение на Тихановскую, несколько часов о ее судьбе ничего известно не было, и вот сообщение о пересечении границы.
Прямая речь
11 АВГУСТА 2020
Аркадий Дубнов: В кремлёвских кабинетах сегодня с напряжением вглядываются в картину происходящего в Беларуси, видя в этом отражение своей собственной судьбы.
В СМИ
11 АВГУСТА 2020
"Московский комсомолец": В Минске ОМОН разгоняет протестующих слезоточивым газом и свето-шумовыми гранатами. Люди построили баррикады на проспекте Машерова. Там идут стычки...
В блогах
11 АВГУСТА 2020
Елена Романова: Маме позвонила по обычному телефону. Сидят, ничего не понимают. А между тем идёт информация, что в 800 метрах от них ночью местная милиция ушла из оцепления райисполкома...
Лукашенко о «предателях» и «трех несчастных девчонках»
5 АВГУСТА 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Минобороны Республики Беларусь объявило о том, что на следующий день после президентских выборов, 10 августа, в Витебской области на границе с Россией будут организованы военные сборы. Госпогранкомитет Беларуси сообщил об усилении оперативного прикрытия госграницы на белорусско-российском участке. Варианта после выборов 9.08.2020 передать власть другому человеку для Лукашенко не существует. При любом варианте голосования батька объявит себя «победителем» и станет защищать свою «победу» любыми средствами, в том числе, если придется, путем войны до последнего белоруса.
Прямая речь
5 АВГУСТА 2020
Константин фон Эггерт: Беларусь подошла к драматическому этапу своей истории. Всё больше и больше людей начнут требовать ухода нынешнего режима, и чувство недовольства продолжит нарастать.
В СМИ
5 АВГУСТА 2020
TUT.BY: Лукашенко обратится с ежегодным посланием к народу и парламенту за неделю до выборов
В блогах
5 АВГУСТА 2020
Ната Радина: Все-таки мой любимый призыв в этой кампании - «долбить, долбить, долбить» эту власть:)
Новая искренность
16 ИЮЛЯ 2020 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Много лет назад я услышал такую вежливую характеристику, выданную редкому по наглости хаму: «Ну вы же не будете отрицать, что он – искренний человек». Похоже, что с обнулением путинских сроков как правящий режим в целом, так и отдельные его представители, решили не ограничивать себя даже декоративным соблюдением каких-либо норм и приличий. Наступила эпоха новой искренности.  Совершенно очевидно, что Администрация президента в восторге от эффективности ею же придуманных новаций, которые сопровождали голосование по обнулежке. И то, что растянули на несколько дней, и то, что голосовать можно было в каждом общественном сортире позволило вбросить столько бюллетеней, сколько нужно. 
В СМИ
16 ИЮЛЯ 2020
 «Московский комсомолец»: Был проделан бесстыжий по форме, но эффективный законодательный трюк — да, может себе позволить такие трюки партия...