Хозяева страны
20 сентября 2019 г.
Шансы у радикальной реформы правительства невелики
16 ОКТЯБРЯ 2015, АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

ТАСС

В стране готовится новая административная реформа. В настоящее время в аппарате правительства идет подготовка итогового документа с предложениями относительно оптимизации деятельности министерств и ведомств, который должен лечь на стол Путина. РБК удалось ознакомиться с рабочими материалами, которые были представлены в экспертный совет при правительстве и могут лечь в основу итогового доклада. По сведениям издания, оптимизация может вылиться в масштабную реформу, в результате которой будет упразднено 6 министерств и 11 федеральных агентств. Большая часть их функций будет передана в укрупненные министерства, часть — в 9 крупных федеральных надзорных ведомств. Так, расформированы могут быть Минрегионразвития и Министерство по развитию Дальнего Востока, Минсвязи, Минэнерго, Минспорта, а также Министерство труда и социального развития. Кроме того, самостоятельный юридический статус могут получить Администрация президента и аппарат правительства. По оценке правительственного источника, эти меры помогут экономить 4,5 миллиарда рублей в год на содержании аппарата федеральных чиновников.

Готовящуюся административную реформу «Ежедневному журналу» прокомментировал политолог, заместитель директора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН:

Предложение внесло Открытое правительство. В нем три основных момента: сокращение числа министерств, появление новых надзоров, которые будут подчинены непосредственно главе кабинета, а также упразднение 11 федеральных агентств. Понятно, что речь идёт, с одной стороны, о мерах по экономии в связи с кризисом — по крайней мере, представляться они могут именно так. Кроме того, передача надзорных функций служит усилению главы правительства, так как он получит в свои руки достаточно серьёзный ресурс.

Что касается агентств, то сама трёхступенчатая система, которая сейчас существует, когда есть министерства, федеральные службы и федеральные агентства, была создана в 2004 году. Тогда прошла предыдущая большая административная реформа. По идее, министерства должны были заниматься общей политикой в отрасли, федеральные службы выполнять контрольные функции, а агентства заниматься реализацией конкретных проектов. Схема была в значительной степени взята у Маргарет Тэтчер, у которой независимые агентства успешно работали.

Но у нас, как выяснилось, не Англия, и сразу же выявились две проблемы. Во-первых, надзорные службы оказались в ведении соответствующих министерств. То есть они их контролируют, но при этом — подчиняются министрам. Были разные предложения, как это исправить, например, переподчинить их другим, соседним, министрам, но из опасений, что это будет стимулировать аппаратную войну внутри правительства, от такой идеи отказались.

Вторая проблема — не произошло чёткого разделения между министерством и агентством, в соответствии с советской и русской традицией министерство продолжило отвечать за всё. В каких-то случаях агентства пытались реализовать свои амбиции, но у них ничего не получилось, министерства по сути полностью определяют деятельность агентств. То есть эта система на практике всё больше стала напоминать старую систему, хотя и выглядела иначе.

Теперь агентства предлагают просто присоединить к министерствам, чтобы юридически оформить то, что уже де-факто происходит. А надзоры, вместо того чтобы подчиняться тем министрам, за которыми они и должны наблюдать, будут переподчинены премьер-министру. Это одновременно повысит их статус и даст дополнительный аппаратный ресурс главе правительства.

Насколько всё это реализуемо? Предыдущая реформа была проведена при только что вступившем в должность и достаточно слабом премьере Фрадкове. Она была, конечно, инициирована не им, а Кремлём, главный её сторонник Дмитрий Козак даже перешёл в аппарат правительства для наблюдения за ходом преобразований. Поэтому сейчас правительство может что-то предлагать, но, если Кремль не поддержит, ничего не будет реализовано.

Вопрос о том, насколько Кремль заинтересован в реальном расширении полномочий Медведева. То, что происходит сейчас, это скорее «виртуальное усиление». Медведев стал чаще появляться по телевизору, встретился с президентом в неформальной обстановке. Получил орден «За заслуги перед отечеством» первой степени, второй по значению орден России. Путин предложил его в качестве главы делегации для обсуждения с США проблемы Сирии, а в 2016 году Медведев может возглавить список «Единой России». Но реально это не даёт ему никаких полномочий. Та же поездка в США была бы для Медведева совершенно расстрельной, если бы американцы согласились. Патриоты стали бы обвинять его в том, что он «сдал» Асада, как уже обвиняют в сдаче Муаммара Каддафи. «Единой России» же его фамилия в списке голосов не прибавит, может быть, даже убавит, зато обременит дополнительной ответственностью.

Однако у Медведева есть желание, чтобы усиление было не совсем виртуальным. Вряд ли Открытое правительство, его проект, могло бы что-то предложить без его ведома. А какой у нас основной способ реально усилить своё положение? Только получить дополнительные возможности для контроля. Кто контролирует, тот и управляет ресурсами.

Ещё один важный момент связан с тем, что такое само Открытое правительство. Оно было создано для того, чтобы генерировать идеи и обеспечивать связь правительства с обществом, но по сути это экспертный орган. Причём его влияние, как и влияние самого премьера, не очень высоко, и его часто предлагают вообще упразднить, мотивируя это тем, что если уж экономить, то можно сэкономить на Открытом правительстве.

Так что реализация поступившего предложения была бы выгодна Медведеву, но реально полностью зависит от Путина. Сейчас, однако, крупная административная реформа, которая затронет интересы крупных игроков и усилит премьера, кажется маловероятной. Нельзя исключать, что какие-то корректировки в правительстве могут быть, и кадровые, и структурные. Но тот факт, что это предложение внёс не сам Медведев, для которого это был бы ответственный и обязывающий шаг, а Открытое правительство и имя премьера непосредственно под ним не стоит, свидетельствует о том, что шансы на проведение этой реформы не велики.

Причём шансы уменьшаются ещё и в связи с тем, что информация была обнародована сейчас и в таком формате. Обычно такие доклады становятся достоянием общественности в удобное для инициаторов время. Неожиданное появление этой новости авторам, конечно, невыгодно. Они не подготовлены к тому, что проект надо отстаивать, его не представили президенту, а по нашим неформальным правилам подобный проект до того, как с ним ознакомился глава государства, в СМИ не продвигают. Не случайно Абызов только что заявил, что Открытое правительство ничего не предлагало, по сути дела отмежевавшись от него. Это не значит, что документ ерунда, но очевидно, что для самого Абызова и Открытого правительства появление новости стало неожиданностью.


Фото Денис Вышинский/ТАСС

 












  • Алексей Кондауров: Контрразведка тут просто всё «прохлопала», но я их сильно не виню, потому что у них руки связаны с точки зрения агентурно-оперативной работы в администрации президента...

  • «Ведомости»: На протяжении всей своей дипломатической карьеры Смоленков занимал должности из разряда «советников-помощников».

  • Александр Фельдман: Пургометатель изрядно, но очень уж неумело выкручивается. Какая нам, в жопу, разница, был он указным чиновником или младшим замом старшего ассенизатора? 

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Кремлевский ненайденный крот
12 СЕНТЯБРЯ 2019 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Сначала телеканал CNN, а потом The New York Times сообщили недавно сенсационную информацию. Со ссылкой на источники в разведке и администрации Белого дома они поведали, что два года назад ЦРУ провело операцию по эвакуации самого ценного своего агента в Кремле. Именно на данные этого агента ссылались американские спецслужбы, когда докладывали в Конгрессе, что Владимир Путин лично отдал приказ о вмешательстве в выборы в США. Вывозить информатора пришлось, якобы, из-за того, что Трамп и его сотрудники крайне небрежно обращаются с секретными данными. Попросту говоря, разведчики, по версии СМИ, опасались, что президент сдуру выдаст русским информацию, которая приведет к агенту. Так как Трамп, вроде как, сообщил Сергею Лаврову сверхсекретные данные, полученные от израильских спецслужб и хранившиеся втайне даже от ближайших союзников США.
Прямая речь
12 СЕНТЯБРЯ 2019
Алексей Кондауров: Контрразведка тут просто всё «прохлопала», но я их сильно не виню, потому что у них руки связаны с точки зрения агентурно-оперативной работы в администрации президента...
В СМИ
12 СЕНТЯБРЯ 2019
«Ведомости»: На протяжении всей своей дипломатической карьеры Смоленков занимал должности из разряда «советников-помощников».
В блогах
12 СЕНТЯБРЯ 2019
Александр Фельдман: Пургометатель изрядно, но очень уж неумело выкручивается. Какая нам, в жопу, разница, был он указным чиновником или младшим замом старшего ассенизатора? 
Операция «Преемник» началась 20 лет назад…
9 АВГУСТА 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
«Ровно через год будут президентские выборы. И сейчас я решил назвать человека, который, по моему мнению, способен консолидировать общество, опираясь на самые широкие политические силы, обеспечить продолжение реформ в России. Он сможет сплотить вокруг себя тех, кому в новом ХХI веке предстоит обновлять великую Россию. Это секретарь Совета безопасности, директор ФСБ — Владимир Владимирович Путин». Этими словами в своем телеобращении, прозвучавшем 20 лет назад, 9 августа 1999 года, первый президент России Борис Ельцин открыл дорогу фашистскому режиму в своей стране.
Прямая речь
9 АВГУСТА 2019
Леонид Гозман: Путин получил демократические институты в очень слабом виде, но у него был выбор: укреплять их или разрушать. И он пошёл по пути разрушения.
В СМИ
9 АВГУСТА 2019
"Ведомости": Возвращение Путина в президенты открыло сезон политических и экономических кризисов, преодоление которых дорого обходится стране.
В блогах
9 АВГУСТА 2019
Topbot: Зачем России такой правитель? Правитель, который 20 лет борется с Навальным, повышает налоги и обваливает курс рубля, т.е. зарплаты. Что будет к 2030 году? Я вам отвечу: ... будет такой же застой.
Дети врагов народа
7 АВГУСТА 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Главные телеканалы России опубликовали обращение к организаторам акций протеста от имени «Инициативной группы сотрудников правоохранительных органов и спецслужб», авторы которого сообщают оппозиционерам: «За каждую слезу наших детей вы заплатите кровью своих детей». Это был «ответ» на публикацию глупого блогера, который в посте в социальных сетях угрожал семьям карателей. У глупого блогера не было и не будет средств для реализации своей дурацкой угрозы. В отличие от карателей, которые прямо пообещали использовать свое служебное положение, для того чтобы найти и расправиться с оппозиционерами, в том числе с их детьми, которые, по убеждению карателей, все поголовно учатся за границей.
Прямая речь
7 АВГУСТА 2019
Аркадий Дубнов: Происходящее на улицах Москвы — свидетельство имманентного свойства человека искать справедливости в окружающем мире.