Хозяева страны
11 августа 2020 г.
Шансы у радикальной реформы правительства невелики
16 ОКТЯБРЯ 2015, АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

ТАСС

В стране готовится новая административная реформа. В настоящее время в аппарате правительства идет подготовка итогового документа с предложениями относительно оптимизации деятельности министерств и ведомств, который должен лечь на стол Путина. РБК удалось ознакомиться с рабочими материалами, которые были представлены в экспертный совет при правительстве и могут лечь в основу итогового доклада. По сведениям издания, оптимизация может вылиться в масштабную реформу, в результате которой будет упразднено 6 министерств и 11 федеральных агентств. Большая часть их функций будет передана в укрупненные министерства, часть — в 9 крупных федеральных надзорных ведомств. Так, расформированы могут быть Минрегионразвития и Министерство по развитию Дальнего Востока, Минсвязи, Минэнерго, Минспорта, а также Министерство труда и социального развития. Кроме того, самостоятельный юридический статус могут получить Администрация президента и аппарат правительства. По оценке правительственного источника, эти меры помогут экономить 4,5 миллиарда рублей в год на содержании аппарата федеральных чиновников.

Готовящуюся административную реформу «Ежедневному журналу» прокомментировал политолог, заместитель директора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН:

Предложение внесло Открытое правительство. В нем три основных момента: сокращение числа министерств, появление новых надзоров, которые будут подчинены непосредственно главе кабинета, а также упразднение 11 федеральных агентств. Понятно, что речь идёт, с одной стороны, о мерах по экономии в связи с кризисом — по крайней мере, представляться они могут именно так. Кроме того, передача надзорных функций служит усилению главы правительства, так как он получит в свои руки достаточно серьёзный ресурс.

Что касается агентств, то сама трёхступенчатая система, которая сейчас существует, когда есть министерства, федеральные службы и федеральные агентства, была создана в 2004 году. Тогда прошла предыдущая большая административная реформа. По идее, министерства должны были заниматься общей политикой в отрасли, федеральные службы выполнять контрольные функции, а агентства заниматься реализацией конкретных проектов. Схема была в значительной степени взята у Маргарет Тэтчер, у которой независимые агентства успешно работали.

Но у нас, как выяснилось, не Англия, и сразу же выявились две проблемы. Во-первых, надзорные службы оказались в ведении соответствующих министерств. То есть они их контролируют, но при этом — подчиняются министрам. Были разные предложения, как это исправить, например, переподчинить их другим, соседним, министрам, но из опасений, что это будет стимулировать аппаратную войну внутри правительства, от такой идеи отказались.

Вторая проблема — не произошло чёткого разделения между министерством и агентством, в соответствии с советской и русской традицией министерство продолжило отвечать за всё. В каких-то случаях агентства пытались реализовать свои амбиции, но у них ничего не получилось, министерства по сути полностью определяют деятельность агентств. То есть эта система на практике всё больше стала напоминать старую систему, хотя и выглядела иначе.

Теперь агентства предлагают просто присоединить к министерствам, чтобы юридически оформить то, что уже де-факто происходит. А надзоры, вместо того чтобы подчиняться тем министрам, за которыми они и должны наблюдать, будут переподчинены премьер-министру. Это одновременно повысит их статус и даст дополнительный аппаратный ресурс главе правительства.

Насколько всё это реализуемо? Предыдущая реформа была проведена при только что вступившем в должность и достаточно слабом премьере Фрадкове. Она была, конечно, инициирована не им, а Кремлём, главный её сторонник Дмитрий Козак даже перешёл в аппарат правительства для наблюдения за ходом преобразований. Поэтому сейчас правительство может что-то предлагать, но, если Кремль не поддержит, ничего не будет реализовано.

Вопрос о том, насколько Кремль заинтересован в реальном расширении полномочий Медведева. То, что происходит сейчас, это скорее «виртуальное усиление». Медведев стал чаще появляться по телевизору, встретился с президентом в неформальной обстановке. Получил орден «За заслуги перед отечеством» первой степени, второй по значению орден России. Путин предложил его в качестве главы делегации для обсуждения с США проблемы Сирии, а в 2016 году Медведев может возглавить список «Единой России». Но реально это не даёт ему никаких полномочий. Та же поездка в США была бы для Медведева совершенно расстрельной, если бы американцы согласились. Патриоты стали бы обвинять его в том, что он «сдал» Асада, как уже обвиняют в сдаче Муаммара Каддафи. «Единой России» же его фамилия в списке голосов не прибавит, может быть, даже убавит, зато обременит дополнительной ответственностью.

Однако у Медведева есть желание, чтобы усиление было не совсем виртуальным. Вряд ли Открытое правительство, его проект, могло бы что-то предложить без его ведома. А какой у нас основной способ реально усилить своё положение? Только получить дополнительные возможности для контроля. Кто контролирует, тот и управляет ресурсами.

Ещё один важный момент связан с тем, что такое само Открытое правительство. Оно было создано для того, чтобы генерировать идеи и обеспечивать связь правительства с обществом, но по сути это экспертный орган. Причём его влияние, как и влияние самого премьера, не очень высоко, и его часто предлагают вообще упразднить, мотивируя это тем, что если уж экономить, то можно сэкономить на Открытом правительстве.

Так что реализация поступившего предложения была бы выгодна Медведеву, но реально полностью зависит от Путина. Сейчас, однако, крупная административная реформа, которая затронет интересы крупных игроков и усилит премьера, кажется маловероятной. Нельзя исключать, что какие-то корректировки в правительстве могут быть, и кадровые, и структурные. Но тот факт, что это предложение внёс не сам Медведев, для которого это был бы ответственный и обязывающий шаг, а Открытое правительство и имя премьера непосредственно под ним не стоит, свидетельствует о том, что шансы на проведение этой реформы не велики.

Причём шансы уменьшаются ещё и в связи с тем, что информация была обнародована сейчас и в таком формате. Обычно такие доклады становятся достоянием общественности в удобное для инициаторов время. Неожиданное появление этой новости авторам, конечно, невыгодно. Они не подготовлены к тому, что проект надо отстаивать, его не представили президенту, а по нашим неформальным правилам подобный проект до того, как с ним ознакомился глава государства, в СМИ не продвигают. Не случайно Абызов только что заявил, что Открытое правительство ничего не предлагало, по сути дела отмежевавшись от него. Это не значит, что документ ерунда, но очевидно, что для самого Абызова и Открытого правительства появление новости стало неожиданностью.


Фото Денис Вышинский/ТАСС

 












  • Аркадий Дубнов: Москва не заинтересована в президентских выборах в Белоруссии, на которых победу одержал бы реальный оппонент Лукашенко, оппозиционер или просто человек...

  • «Коммерсант»: В ходе текущей предвыборной кампании Россия постоянно фигурировала как «отрицательный герой». 

  • Anna Baydakova: У нас что, война с Белоруссией начинается? Ната Радина: Колхозный диктаторишка проиграл домохозяйке и бьется в истерике.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Кривая рука Москвы
30 ИЮЛЯ 2020 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Не перестаю восхищаться Александром Григорьевичем Лукашенко. Уникальный экземпляр, интриган с такими размахом и беззастенчивостью, словно он пришел из каких-то далеких эпох, то ли из Средневековья, то ли из 17-го века. Вот сейчас ему неуютно. Вроде бы все правильно сделал, всех реальных конкурентов заранее пересажал, и дорога к очередному президентству, казалось, открыта. Одна беда – недоучел (что характерно для любого, даже чрезвычайно ловкого диктатора), до какой степени достал смирных белорусов за четвертьвековое правление. Это желание избавиться от давно надоевшего манипулятора выплеснулось в митингах в поддержку Светланы Тихановской.
Прямая речь
30 ИЮЛЯ 2020
Аркадий Дубнов: Москва не заинтересована в президентских выборах в Белоруссии, на которых победу одержал бы реальный оппонент Лукашенко, оппозиционер или просто человек...
В СМИ
30 ИЮЛЯ 2020
«Коммерсант»: В ходе текущей предвыборной кампании Россия постоянно фигурировала как «отрицательный герой». 
В блогах
30 ИЮЛЯ 2020
Anna Baydakova: У нас что, война с Белоруссией начинается? Ната Радина: Колхозный диктаторишка проиграл домохозяйке и бьется в истерике.
Его высокопревосходительство генерал-губернатор Кадыров
24 ИЮЛЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Рамзан Кадыров теперь генерал-майор. По его словам, Путин лично по телефону зачитал ему указ и поздравил с новым званием. По этому случаю Кадыров в очередной раз сообщил, что он, Кадыров, верный путинский пехотинец и он, Кадыров, «готов выполнить его приказ самой повышенной сложности на любом континенте». И уточнил, что у него для этого есть оружие. Ну, это чтобы никто не сомневался, какого рода приказ генерал-майор Кадыров готов выполнить на любом континенте. Про перечень приоритетных континентов чуть ниже, а сначала про новое воинское звание. Генерал-майора ему уже давал Медведев, в свою бытность президентом. 
Прямая речь
24 ИЮЛЯ 2020
Александр Черкасов: Кадырову не нужно никакое звание, достаточно быть Рамзаном Кадыровым, чтобы быть уверенным: ему всё подчиняется. 
В СМИ
24 ИЮЛЯ 2020
Ведомости: На момент написания новости на официальном интернет-портале правовой информации указ о присвоении Кадырову звания генерал-майора опубликован не был.
В блогах
24 ИЮЛЯ 2020
Геннадий Гудков: Это осознанный ответ Путина на претензии в части нарушения прав человека со стороны мирового сообщества как к Кадырову, так и России в целом. 
Закон о «репутации ФСБ» и дело Юрия Дмитриева
22 ИЮЛЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Госдума во вторник 21.07.2020 приняла в окончательном чтении поправки к закону «О ФСБ», запрещающие действующим и бывшим сотрудникам ФСБ публиковать любые сведения о работе своего ведомства без санкции руководства. Новая норма в законе сформулирована так: «…опубликование, размещение или распространение информационных материалов, касающихся деятельности органов ФСБ без соответствующего заключения органа Федеральной службы безопасности не допускается». Новаторство авторов законопроекта единороссов Василия Пискарева и Дмитрия Вяткина состоит в том, что теперь круг охраняемой законом информации расширяется до бесконечности. 
Прямая речь
22 ИЮЛЯ 2020
Алексей Кондауров: ...собственная репутация ФСБ не безразлична. В конце концов, они работают, в том числе, с агентурой, вербуют её. 

 

Материалы по теме

Прямая речь //
В СМИ //
Россия: кризис представительства и сетевая политика // ГРИГОРИЙ АСМОЛОВ
Современная политическая анатомия // МИХАИЛ ДЕЛЯГИН
Можно ли сплавить эгоизмы в общий идеал? // ПАВЕЛ ЧЕБОТАРЕВ
Театр одного актера // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Неточный диагноз // МАКСИМ БЛАНТ
Спасти спекулянта! // МИХАИЛ ДЕЛЯГИН
Первое постпутинское правительство // СТАНИСЛАВ БЕЛКОВСКИЙ
Как это было на самом деле // ГЕОРГИЙ САТАРОВ